Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей — забота государства. Но физические и юридические лица не могут оставаться безучастными в этой деятельности. Законодательством не только определен порядок действий с такими детьми, но и установлены наказания за его нарушение.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Законодательством определен список обстоятельств, по которым ребенок признается утратившим родительскую опеку. К ним относятся такие случаи с родителями:

  • ограничение или полное лишение родителей прав на малыша;
  • невыполнение воспитательной деятельности или отказ от обеспечения защищенности прав и интересов детей;
  • наступление недееспособности;
  • заболевание;
  • долгое отсутствие;
  • смерть и др. (ст. 121 СК РФ).

Данные факты должны иметь документальное подтверждение. Поводы, по которым несовершеннолетние остаются без родительской опеки являются основаниями для устройства их государством на попечение. Они выясняются в отношении каждого родителя.

Обязанность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей

Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.

) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст.

122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.

Организация или гражданин, нашедшие несовершеннолетнего, обязаны информировать о произошедшем событии ОВД или орган опеки по месту обнаружения малыша в течение 2-х суток.

Дети, оказавшиеся без попечения родных, помещаются в различные учреждения, органы и организации:

  • ОВД;
  • медицинские учреждения;
  • воспитательные и образовательные организации;
  • органы и учреждения социальной защиты и др.

О произведении регистрации найденного несовершеннолетнего они обязаны заявлять в срок до 7 суток со дня обнаружения малыша.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Порядок выявления и учета

Порядок выявления и учета детей, оставшихся в России без попечения родителей, регламентирован законодательством. Статьей 122 СК РФ закреплена обязанность информирования государственный орган о ставшем известным случае.

С целью определения обстоятельств, доказывающих отсутствие у несовершеннолетнего гражданина родительской опеки, попечительский орган в течение 3-х дней должен осуществить обследование, включающее:

  • проверку истинности поступивших сведений;
  • рассмотрение условий его проживания;
  • нахождение родственников, способных к обеспечению временного ухода за ним.

Основания и порядок проведения обследования, а также форма акта, составляемого по его результатам, установлены в Приказе Минобрнауки РФ № 334. При отсутствии у найденного малыша родственников, он сразу определяется в воспитательное учреждение,  предусматривающее соответствующие формы содержания и воспитания несовершеннолетних граждан.

Учет детей ведется исполнительными органами власти. Для его осуществления предусмотрены специальные информационные базы местного, регионального и федерального уровня, в которые включаются данные о детях до нахождения им новых семей.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Ответственность за неисполнение обязанностей

В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:

  • было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
  • само поставило его в опасное положение.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

В случае небрежного или недобросовестного отношения к работе служащий может быть наказан за халатность, т.е. если он не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом свои должностные функции (ст. 293 УК РФ). Обвинить его можно только, если в результате бездействия наступили вредные последствия.

Если должностные лица неправильно осуществляют выявление и учет детей, нарушают сроки сообщения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, руководство юридического лица, в котором пребывают такие малыши может быть привлечено к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

  • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
  • анкетой;
  • заключением органа опеки и попечительства, подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям.

Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении.

В случае отказа ему выдается направление к следующему.

Банк данных о детях

Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Малыш может быть устроен в одной из следующих форм:

  • усыновлен;
  • оформлен под опеку (попечительство);
  • передан в приемную семью;
  • зачислен в специализированную организацию, оказывающую услуги воспитания и образования (к примеру, лечебное учреждение, соцзащита, детдом семейного типа и др.).

Этот список открытого характера: возможно устройство детей и в иных формах (абз. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ).

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/nad-detmi/poisk-detej-bez-popecheniya

Кто такие дети, оставшиеся без попечителей родителей?

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Каждый день огромное количество несовершеннолетних детей в силу различных обстоятельств остаются без родителей. Одна из ключевых задач государства не оставить таких детей один на один на произвол судьбы, и берет взять на себя обязанность по его дальнейшему развитию и обеспечению необходимым уютом и созданию условий для достойной жизни.

Кто относится к категории лиц, оставшиеся без попечения родителей

Следует отличать понятие сиротства и отсутствия родительского попечения:

  • сироты – несовершеннолетние лица, у которых в силу различных обстоятельств умерли или погибли родители;
  • дети без попечения – несовершеннолетние лица, чье биологические родители могут выполнять родительские функции по причине:
  • лишения родительских прав;
  • устойчивого, длительного расстройства здоровья;
  • признания их недееспособными;
  • отбывающих наказание в исправительных учреждениях за совершение уголовных преступлений;
  • уклонения от исполнения обязанностей по воспитанию;
  • признания безвестно отсутствующими или умершими по решению суда;

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Нередко можно встретиться с понятием «социальное сиротство». Суть определения заключается в том, что несовершеннолетний ребенок хоть и имеет биологических родителей, но последние по различным причинам осознанно отказались от ребенка и сняли с себя полную ответственность.

В большинстве случаев отказ от ребенка происходит в медицинском учреждении сразу же после рождения.

Другие ситуации, связанная с отказом от ребенка происходят по причине деградации родителей из-за влияния пагубного пристрастия к алкогольным или наркотическим веществам, что приводит к асоциальному образу жизни.

В чем разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

Ключевая разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в том, что у детей-сирот  погибли биологические родители. У детей, оставшихся без попечения в родители живы, либо признаны умершими по решению суда, однако по ряду определенных в законе причин не могут или не желают выполнять обязанностей родителей.

Как получить статус лица, оставшегося без попечения родителей?

Статус лица, оставшегося без попечения родителей в обязательном порядке должен быть присвоен официально. В первую очередь это необходимо для оформления социальных выплат, предусмотренных законодательством.

  • Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощьОрганам опеки и попечительства предоставлен срок в 1 месяц для решения вопроса с устройством проживания и воспитания несовершеннолетнего с момента выявления основания для взятия ребенка под опеку(попечительство).
  • Второй немаловажный момент – оформление такого статуса необходимо для снятия обязательств с ребенка по материальному обеспечению родителей в будущем.
  • Процедура получения статуса «сирота» достаточно простая, ведь для его получения достаточно документального подтверждения факта смерти или гибели родителей, как правило это свидетельство о смерти.

Обратите внимание!

 Единственная инстанция, правомочная присваивать такие статусы – суд.

Инициатором судебного разбирательства могут быть:

  • органы опеки и попечительства;
  • родственники ребенка;
  • работники медицинских, образовательных, социальных учреждений;
  • ребенок, по достижении 14 лет.

Для того, чтобы судебное заседание состоялось и было вынесено необходимое решение в суд необходимо предоставить  документы, подтверждающие правовое основание для предоставления особого статуса:

  1. решение суда о заключении родителя под стражу или приговор с лишением свободы;
  2. справка с Управления исполнения наказаний;
  3. свидетельство о рождении с прочерками в графах информации о родителях;
  4. официальный отказ от ребенка;
  5. подтверждение лишения родительских прав;
  6. справки с медицинских учреждений, подтверждающих состояние здоровья родителей;
  7. иные подтверждающие документы.

Как только факт нарушения или ущемления прав и интересов ребенка найдет свое подтверждение, защитные органы обязаны предпринимать меры по их устранению.

Меры, государственной поддержки лиц, оставшихся без попечения родителей

В обязанности государства входит не только выявление несовершеннолетних, нуждающихся в опеке, но и принятие ряда мер, направленных на поддержание и защиту законных прав и интересов ребенка, способствующих его нормальному развитию, воспитанию и получению образования.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

К таким мерам относится:

  • бесплатное питание и проживание;
  • устройство в специализированные школы;
  • воспитание в государственных интернатах;
  • право на бесплатное высшее образование очной формы обучения;
  • разовые и на постоянной основе выплаты;
  • получение жилья.
  1. Государство выдвигает ряд требований к потенциальным новым родителям, желающим усыновить или удочерить ребенка.
  2. Требования:
  1. достижение новыми родителями совершеннолетия;
  2. наличие полной дееспособности;
  3. отсутствие факта лишения родительских прав в прошлом, а также отсутствие фактов нарушения опекунства и усыновления;
  4. состояние здоровья на уровне, позволяющее усыновлять или удочерять ребенка;
  5. нет судимости;
  6. наличие жилой недвижимости.

Необходимые документы:

  • заявление;
  • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
  • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

Источник: http://myfamilylaw.ru/deti-i-roditeli/deti-ostavshiesya-bez-popechitelej-roditelej

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Утрата детьми родительского попечения становится основанием для реализации органами опеки и другими уполномоченными структурами соответствующих мер. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возможно по результатам плановых проверочных мероприятий или по заявлению родственников ребенка, педагогов, иных уполномоченных лиц.

Причины, по которым несовершеннолетние остаются без родительской заботы, обозначены в ст. 121 СК РФ:

Порядок выявления и устройства

После выявления детей, оставшихся без родительской заботы, органы опеки в течение трех дней обязаны предпринять меры, направленные на обустройство ребенка в социальное учреждение или помещение его в приемную семью, в том числе передать на воспитание родственникам ребенка. Специалисты также должны обследовать условия проживания детей и установить родственников, которые могут временно взять на себя обязанности по уходу за детьми. При отсутствии родственников ребенка следует поместить на воспитание в социально-образовательное учреждение.

Учет детей, которые остались без попечения родителей, выполняется на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Читайте также:  Алименты с родителей мужа: можно ли взыскать, как подать, основания

Должностные лица, граждане обязаны сообщать органам опеки информацию о детях, которые остались без родительского попечения или стали сиротами.

Игнорирование обязанности чревато административной ответственностью в виде штрафа размером до 15 МРОТ. Должностные лица оплачивают 20-30 МРОТ.

Если граждане, располагающие необходимыми условиями, желают принять ребенка на воспитание в семью, то они должны обратиться за информацией к региональному оператору, располагающему сведениями о детях, которые нуждаются в родительской заботе. Для этого необходимо собирать документы и обращаться в органы опеки по месту нахождения ребенка.

В перечень документов входит:

  • заявление. В нем гражданин должен выразить желание принять ребенка на воспитание в свою семью. Также следует сформулировать просьбу о желании ознакомиться с банком данных детей, которые остались без попечения родителей;
  • анкета заявителя, с указанием подробных данных о себе и членах семьи;
  • заключение органа опеки, в котором указывается информация о возможности заявителя принять ребенка в приемную семью либо составляется мотивированный отказ, что возможно, когда проживание ребенка в семье создает для его жизни и здоровья непосредственную угрозу.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощьЗаявление и документы рассматриваются в течение 10 дней с момента предоставления. Оператор предоставляет обратившемуся гражданину данные о детях: их анкеты, фотографии, а также выдает направление на посещение ребенка. О решении, принятом в ходе встречи с несовершеннолетним, оператор должен быть проинформирован. Гражданин может согласиться принять ребенка в семью либо отказаться. При отказе допускается предоставить направление на посещение другого ребенка.

Также гражданин обязан донести до оператора следующую информацию:

  1. Данные об усыновлении (удочерении), если несовершеннолетний ранее воспитывался в приемной семье.
  2. Сведения об опекунстве или попечительстве – если фактический воспитатель решил взять на себя ответственность и оформить статус законного представителя несовершеннолетнего.
  3. О помещении ребенка в приемную семью на основании отдельного договора.

Гражданин также вправе в письменной форме отказаться от приема ребенка в свою семью и исключить сведения о себе из банка данных.

Формы устройства детей

Семейно-правовое законодательство предусматривает следующие формы устройства:

  • усыновление;
  • устройство детей в семью;
  • опека (попечительство).

Ребенка также могут поместить в социальное, образовательное, медицинское учреждение, которое выполняет в отношении несовершеннолетнего функции опекуна или попечителя. Нахождение несовершеннолетнего на содержании в пансионате, интернате, детском приюте не лишает ребенка права на материальную поддержку со стороны родителей и общение с родственниками.

При устройстве ребенка в семью учитывается его национальность, происхождение семьи, готовой взять несовершеннолетнего на воспитание, принадлежность к религии, культуре.

Желательно, чтобы между приемной семьей и ребенком отсутствовали языковые барьеры. Должна быть обеспечена возможность в преемственности и воспитании.

Приемная семья состоит на учете у органов опеки, получает от государства и местных властей социальную поддержку в виде фиксированных пособий и разовых выплат.

Приемная семья также должна обеспечить ребенку необходимый уровень образования. Получение общего среднего образования обязательно для всех детей.

До устройства детей функции опекунов (попечителей) выполняют органы опеки. Максимальный срок нахождения ребенка в приемной семье – 3 месяца, с возможностью продления до 6 месяцев.

Возможно посещение ребенка, проживающего в приюте, на праздники, выходные дни.

Усыновление предусматривается для граждан, которые могут обеспечить детям соответствующее содержание, проживание. По своему статусу усыновители считаются родителями ребенка. Процедуру можно начинать не позднее полугода после лишения родителей ребенка прав на воспитание несовершеннолетнего. Процедура выполняется в судебном порядке и считается оптимальным способом устройства детей в семью.

Помещение в воспитательные учреждения

При невозможности помещения детей в приемную семью органы опеки обязаны принять меры для того, чтобы устроить несовершеннолетних на воспитание в социальные, образовательные, медицинские организации.

Устройство осуществляется на территории субъекта РФ, в котором проживает ребенок.

Если в регионе отсутствует необходимая организация, то ребенка могут перевести на воспитание в учреждение за пределами региона постоянного проживания.

Дети оставшиеся без попечения родителей: выявление, устройство, помощь

Ограничение в праве на общение с детьми, которые находятся на воспитании в учреждениях или приемных семьях, возможны в случае, когда общение с родителями наносит вред здоровью детей, может стать причиной психической травмы.

Нахождение детей на воспитании в организации не ограничивает социальных и имущественных прав ребенка. За ними сохраняются следующие права:

  • право наследования по закону и завещанию, получение выплат за потерю кормильца, сумм компенсационного характера;
  • право собственности на жилые помещения и другие активы – автомобиль, коммерческая недвижимость;
  • арендные права, права обязательственного характера.

За ребенком сохраняются гражданские права, а также права требования, например, в случае защиты возможности владения и собственности на недвижимость.

Если ребенок находится в учреждении, то защитой их прав, при отсутствии родителей, осуществляют специалисты органов опеки или конкретных образовательных организаций. Должностные лица уполномочены подавать исковые заявления, вести споры административного характера.

Специалисты подготавливают процессуальную документацию, обеспечивают доверительное управление имуществом несовершеннолетних. Средства, принадлежащие детям, размещаются на депозитах.

Запрещается произвольно снимать деньги со счета ребенка, за исключением случаев, когда средства необходимы для содержания, лечения детей.

Доверительное управление имуществом детей ограничивается сроком наступления совершеннолетия и предусматривает оплату вознаграждения квалифицированному управляющему.

Опекунам (попечителям) запрещено отчуждать недвижимость несовершеннолетних без соответствующего и заблаговременного имущественного обеспечения детей иным жильем.

Защита социальных, имущественных прав ребенка возлагается на должностных лиц органов опеки. Возможна поддержка детей со стороны других близких родственников и других не безразличных к судьбе несовершеннолетних лиц.

Источник: https://lawinfo24.ru/family/opeka/vyyavlenie-i-ustrojstvo-detej-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Контрольная работа

«Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства. Усыновление»

Введение

Воспитание подрастающего поколения – это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка.

В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В последнее время в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 г. Их общее количество составило более 700 тыс. Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителей.

Основными причинами увеличения числа детей – сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

  • 1. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
  • Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации основаниями (причинами) утраты детьми родительского попечения являются:
  • – смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;
  • – уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  • – длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины.[1]

Основанное на положениях СК РФ законодательное определение понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В нем установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до восемнадцати лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в предусмотренном законом порядке.

  1. СК РФ определено, что защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций:
  2. 1 выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
  3. 2 избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей;
  4. 3 осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему государственной власти. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства возложены на Министерство образования и науки РФ. В субъектах РФ соответствующая методическая помощь органам опеки и попечительства оказывается управлениями образования субъектов РФ.

СК РФ устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью.

Несмотря на то, что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны.

[2] Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения их родителей, в жилищных органах по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения. Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

  • Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившее информации об утрате детьми попечения родителей.
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
  • Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, – это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ и на федеральном уровне, а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в сои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в соответствии с законодательством РФ.[3]
Читайте также:  Опека и приемная семья: в чем разница и основные отличия

На основании сообщений органов опеки и попечительства региональным оператором формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. В течение месяца со дня поступления указанных сведений региональный оператор организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории.

При отсутствии такой возможности региональный оператор предоставляет сведения о ребенке федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, которым формируется федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

  1. Основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях являются следующие юридические факты:
  2. – устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;
  3. – возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю;
  4. – достижение ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;
  5. – смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей.[4]
  6. 2. Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей

Семейный кодекс Российской Федерации (ст. 123) закрепляет четыре реально существующие формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и предусматривает интересы детей.

  • К существующим формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
  • – усыновление (удочерение);
  • – передача под опеку или попечительство;
  • – передача на воспитание в приемную семью;
  • – устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения, включая детские дома семейного типа.

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является передача ребенка на воспитание в семью.

В целях максимального обеспечения использования данной формы в законе закреплена обязанность руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сообщить в органы опеки и попечительства сведения о возможности передачи ребенка на воспитание в семью в течение семи дней со дня, когда им стали известны такие сведения.

Одной из форм воспитания в условиях семьи детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа, которые создаются в организационно-правовой форме воспитательного учреждения по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в т.ч. родных и усыновленных детей. Дети, достигшие 10 лет, должны давать свое согласие. Общее количество детей в детском доме семейного типа не должно превышать 12 человек.

Источник: https://mirznanii.com/a/26138/vyyavlenie-i-ustroystvo-detey-ostavshikhsya-bez-popecheniya-roditeley

Защита прав детей-сирот. Помощь государства, социальные гарантии

Рассмотрим некоторые аспекты защиты прав детей-сирот на законодательном уровне.

Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав.

  • Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам?
  • Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.
  • На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами:
  • Основополагающие права детей-сирот закреплены в Конституции РФ.

Кого принято считать сиротами

  1. Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.
  2. При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.
  3. Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.

  4. Причин для этого может быть несколько:
  • принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
  • пропажа без вести;
  • наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
  • тюремное заключение;
  • полная или частичная недееспособность;
  • нахождение под следствием;
  • осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.

Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка.Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий.

Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

В сфере образования

законом рф №159-фз предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. при этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

  • бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
  • получение второго средне-специального образования.
  • использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. при этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
  • бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
  • компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. воспользоваться таким правом студент может один раз в год. при этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
  • получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.

кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца.

она предназначается для приобретения канцелярских предметов и методических материалов, необходимых в течение учебного года. за время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

читайте также:  основания для лишения родительских прав отца ребенка

если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение, которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. при этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

в медицинской сфере

дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

защита права на трудовую деятельность

для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

при обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.

жилищные социальные гарантии

  • право на жилье сохраняется за гражданином, относящимся к категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.
  • если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. в этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

после прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.

право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать. например: если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам, или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку, или лица с тяжелыми заболеваниями.

помощь детям, оставшимся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, которые призваны защищать права и безопасность детей.

К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних. За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки.

Несовершеннолетний гражданин, оставшийся без родителей, в обязательном порядке должен получить официальный статус.

Для этого есть 2 весомые причины:

  • Возможность получения социальных льгот и государственных гарантий. Если ребенок, по факту давно лишившийся родителей, не получит соответствующий статус, то он не сможет претендовать на государственное жилье при достижении 18-летнего возраста. Поэтому органы опеки обязаны позаботиться о документальном оформлении сиротства в минимальные сроки.
  • Исключение претензий со стороны нерадивых родителей в будущем. Бывает так, что родители не участвовали в воспитании, злоупотребляли алкоголем или наркотиками, а потом в старости требовали от взрослых и успешных детей плату на содержание. Официальный статус поможет избежать такой ситуации.

  Как получить и использовать материнский капитал

Помочь оформить официальный статус сироты обязаны органы опеки. Для этого нужно обратиться в суд с пакетом доказательств неблагонадежности родителей.

Инициатором заявления могут выступать сами органы опеки, родственники, сотрудники социальных или медицинских учреждений.

После наступления 14-летнего возраста юный гражданин сам может выступить с ходатайством о лишении родителей прав в его отношении.

Льготы и пособия

Как только органы исполнительной власти получают данные о сиротстве подопечного, они должны принять меры для дальнейшего устройства, а также обратиться в МФЦ и ПФР для получения льгот и пособий.

Дети, лишившиеся родителей, имеют право на получение социальных выплат. Если умершие родители имели трудовой стаж, то ребенку положена пенсия, состоящая из двух частей: фиксированной и расчетной (исходя из размера зарплаты и стажа умершего родственника).

Если при жизни родитель не наработал необходимого стажа, то ребенок получает выплату по утере кормильца. Такая пенсия выплачивается до 18 лет или до конца обучения в образовательном учреждении независимо от типа и формы собственности.

Максимальный возраст, для которого предусмотрена выплата пособий, – 23 года.

Виды социальной помощи детям-сиротам

Кроме перечисленных мер социальной поддержки детей, государством предусмотрены специальные программы помощи таким категориям граждан.

Читайте также:  Наследство по завещанию: вступление, сроки, оформление документов

Существует 2 направления государственной помощи детям-сиротам:

  • Материальная помощь — предоставление места проживания в интернате, одежда, питание, право бесплатного проезда в городском транспорте. После выпуска из социального учреждения сиротам предоставляется жилье.
  • Нематериальная помощь – обеспечение прав, предусмотренных законодательством: право на обучение, медицинское обслуживание, право на труд.

Такая поддержка со стороны государства позволит человеку со статусом сироты получить должное образование, найти работу и прочно стать на ноги.

Устройство детей без родителей

Главное право детей, оставшихся без попечения родителей, – право на жизнь и воспитание в семье. Поэтому приоритетным действием органов опеки является устройство в новую семью.

Государством предусмотрена программа определения дальнейшей судьбы детей, лишившихся родительского попечения. Существует несколько форм устройства несовершеннолетних граждан: опека и попечительство, приемная семья, усыновление.

Опека и попечительство – обязанность уполномоченного лица заботиться о ребенке, оставшегося без родителей, а также защищать его интересы.

  Права детей-инвалидов

Опекуном может стать любой человек, достигший совершеннолетия, отвечающий таким требованиям:

  • наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;
  • адекватность, дееспособность;
  • хорошее состояние здоровье;
  • отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.

Приемная семья – супружеская пара или отдельные граждане, которые согласны принять на воспитание ребенка. Чтобы заботиться о нем, воспитывать и защищать его законные интересы.

Для определения ребенка в приемную семью заключается договор между органами опеки и гражданином, изъявившим желание взять на себя ответственность за воспитание.

Формы устройства детей оставшихся без попечения

  1. Если найти подходящую семью не удалось, то следующим шагом по улучшению жизни подопечного становится устройство в учреждение, которое придерживается семейных ценностей в своем внутреннем укладе.
  2. Дети направляются в специализированное учреждение, в котором они смогут жить, имея нормальное питание и образование.
  3. Существует несколько видов социальных учреждений для сирот:
  • интернаты;
  • приюты;
  • реабилитационные центры;
  • детские дома.

Выбор конкретного заведения зависит от состояния здоровья, физической подготовки и способностей ребенка.

Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей

Органы опеки несут ответственность за обеспечение прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения. Они контролируют условия жизни подопечных с момента регистрации статуса до достижения ими 23-летия.

К числу обязанностей органов опеки и попечительства относится 4 основные функции:

  • обнаружение и регистрация детей, оставшихся без попечения;
  • выбор формы устройства детей в зависимости от ситуации, вследствие которой они лишились родительской опеки;
  • поиск и адаптация лиц, согласившихся стать опекунами;
  • последующий контроль условий проживания, воспитания и образования.

Сотрудники органов опеки призваны сделать все, чтобы спасти подопечного из трудной жизненной ситуации и обеспечить ему нормальное существование в обществе.

Судебная защита прав детей-сирот

  • В жизни несовершеннолетнего гражданина, лишенного попечения, могут возникнуть разные обстоятельства, при которых защитить его права можно, только обратившись в суд.
  • Например: взыскание алиментов, отстаивание прав на жилье или другое имущество.
  • Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, существует определенная процедура обращения в суд.

При этом инициатором обращения может стать как сам ребенок (если он достиг 14-летия), так и его законные представители. Истец не обязан выплачивать судебные издержки – рассмотрение дела проводится на безвозмездной основе.

При обращении в суд, гражданину могут быть оказаны такие услуги:

  • Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического характера;
  • помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;
  • представление законных интересов истца в судебных инстанциях.

Разлука с отцом и матерью – всегда трагедия для маленького человечка и общества в целом. И причин для этого может быть множество – смерть родителей, безответственность, халатность, жестокое обращение.

Независимо от причин произошедшего государство разработало обширную программу для обеспечения прав и интересов сирот, как незащищенной категории населения.

Благодаря усилиям органам опеки каждому подопечному предоставляется право проживания в новой семье или социальном учреждении, право на полное государственное обеспечение, а также материальные и нематериальные льготы, которые позволяют получить достойное образование и работу.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/zaschita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley.html

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Семейное право » Опека и усыновление » Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей

  • Выявление детей, требующих устройства, в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан.
  • Дети, которые не имеют родительского попечения, требуют пристального государственного внимания. Проявляя свою забочу через органы опеки и попечительства, государство проводит работу по:
  • обнаружению таких детей;
  • их учету;
  • избранию формы устройства;
  • контролю действующих условий жизни ребенка.

Выявление детей, требующих устройства в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан. Таких детей ставят на учет, после чего в их отношении избирается форма устройства.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения, определяется государственным органом индивидуально, в зависимости от физических возможностей ребенка, его возраста, медицинских показателей, наличия родственников и личностных качеств.

Обязанностью любого гражданина, чья профессиональная деятельность имеет связь с детьми, является сообщение о фактах существования детей без родительского попечения. Воспитатели, учителя, медицинские работники, служащие правоохранительных органов, а также простые граждане являются носителями обязанности по сообщению опекунским органам об обнаружении беспризорных детей.

Их выявление влечет за собой необходимость определения места проживания ребенка и его посещения с целью обследования в течение трех дней с момента обнаружения беспризорника. Результаты обследования отражаются в специальном акте.

В тех случаях, когда фиксируется факт полного отсутствия родительского попечения, органы опеки обязаны защитить интересы ребенка, до момента разрешения вопроса о его передаче на воспитание в соответствующие детские учреждения.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является превентивной мерой в процессе увеличения количества беспризорных несовершеннолетних, что имеет особую общественную и государственную важность.

Выявление детей, оставшихся без попечения

Обязанность по сообщению фактов обнаружения беспризорных детей возложена каждого отдельного гражданина, в особенности тех, чья сфера деятельности связана с детьми (учителей, медиков, правоохранительные органы).

Лица, которые сокрыли информацию о беспризорном ребенке, в том числе и руководители образовательных заведений, медицинских учреждений, органов социального обеспечения, могут быть понести наказание за неисполнение своих обязанностей, что определено ст. 122 СК.

Каждый ребенок, который лишен родительского воспитания, подлежит постановке на учет. В тех случаях, когда опека со стороны родителей полностью отсутствует, опекунские органы обязаны разрешить вопрос об определении ребенка в учреждение для детей, не имеющих родителей.

Выявление беспризорного ребенка является первой стадией в работе с ним. В обязанность органа опеки входит функция по определению его места проживания и исследования его на предмет наличия достаточных жилищных условий, общения с родителями несовершеннолетнего и установления причин неисполнения родительских обязанностей.

Защищая интересы ребенка, государственные органы обязаны отразить проблемного несовершеннолетнего в учетной документации, а также, при отсутствии возможности оставить его с родителями, определить детское учреждение, в которое последний может быть помещен.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Отсутствие родительского попечения ставит под вопрос защиту интересов несовершеннолетнего, делает невозможным его нормальное воспитание, обучение и существование в семье, что влечет ряд социальных последствий негативного характера.

Любая информация, полученная органами опеки о фактах обнаружения беспризорных детей, подлежит незамедлительной проверке. Такие дети должны быть не только выявлены, но и учтены.

Государство проводит учет детей, не имеющих родительского попечения. Правила проведения учетных мероприятий определен СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Законодательные нормы по учету детей, не имеющих родительской опеки, определяют 3-дневный срок, в течении которого орган опеки обязан обследовать условия проживания ребенка, зафиксировать сведения о родителях, не исполняющих свои обязанности, провести регистрацию ребенка в журнале информации о первичном учете таких детей.

Дети, которым требуется помещения в специализированные детские учреждения, до момента определения такого места, находятся под защитой органов опеки, которые обеспечивают их права и интересы. Устройство детей оставшихся без попечения родителей, осуществляется в такие учреждения, которые отвечают физическим, психологическим, возрастным потребностям ребенка.

Государственный банк детей, оставшихся без родительского попечения

  1. Первым этапом защиты детей, не имеющих родительского попечения, со стороны государства, является их выявление и постановка на учет.
  2. Государственные органы опеки осуществляют такой учет путем фиксации данных о ребенке в банке детей, чьи родители не осуществляют возложенных на них обязанностей.

  3. Первоисточником сведений, отражаемых в «Банке», являются результаты обследования, которые были получены в результате посещения места жительства ребенка.

Порядок проведения учета беспризорников определен законодательно.

В основу такого порядка легли нормы СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

Основная цель, с которой проводится учет детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в дальнейшей работе с такими несовершеннолетними. Централизованный учет позволяет определять общую численность детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения определенной специализации, защищать их интересы.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Процесс устройства ребенка находится в прямой зависимости от формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Дети, которые не имеют родителей, могут быть усыновлены, что означает их принятие семью в качестве кровных детей. Такая процедура проводится в судебном порядке, а основанием для усыновления выступает судебное решение.

Усыновление является бессрочным. Такой юридический факт порождает взаимные права родителей и ребенка.

Опека и попечительство над детьми устанавливается на основании приказа соответствующего органа. Таким образом, ребенок передается в семью на правах воспитанника. Опека прекращается с наступлением 14-летия, а попечительство с даты совершеннолетия опекаемого.

На основании договора, ребенок может быть передан на воспитание в приемную семью. Приемные родители становятся законными представителями ребенка. Договор является срочным, дата его окончания определяется приемными родителями и органами опеки.

Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей включают в себя передачу ребенка на воспитание и проживание в специализированные детские учреждения.

Порядок передачи детей на воспитание

Усыновления относится к наиболее длительной и процессуально усложненной процедуре устройства ребенка в семью. Процессуальный акт, дающий право на усыновление, является основанием для передачи ребенка новым родителям, в качестве кровного.

Судебная процедура позволяет установить готовность и способность новых родителей к воспитанию ребенка, его обеспечению и образованию.

Практика показывает, что в большом количестве случаев, усыновлению предшествует установление опеки над несовершеннолетним.

После того, как ребенок передан новым родителям, органы опеки не прекращают работу с ним, на протяжении нескольких лет они контролируют его проживание в семье, при полном сокрытии тайны усыновления.

Проверки проводятся через 6 месяцев после усыновления, через год и еще на протяжении двух лет, по одному разу.

Необходимость в более пристальном контроле за семьей является основанием для более частых посещений ребенка государственными органами.

Любая передача ребенка органами опеки на воспитание сопровождается исполнением контрольных функций, что является еще одним проявлением защиты несовершеннолетних со стороны государства.

Дети, не имеющие родителей, могут передаваться на воспитание в специализированные детские учреждения, и осуществляется с учетом возраста ребенка, его физического и умственного развития, медицинских показателей.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/vyyavlenie-detej-bez-popecheniya-roditelej.html

Ссылка на основную публикацию